Выдали справку вместо военного билета

Справка взамен военного билета в 2022 году

Справка вместо военного билета

Справка вместо военного билета — это актуальная тема для тех, кто решил по тем или иным причинам уклоняться от службы в армии. Так называемая справка уклониста стала предоставляться людям с 2014 года. Тогда Минобороны приняло соответствующий указ, стараясь изменить ситуацию с уклонением. Этот документ полагается выдавать лицам, которые так или иначе смогли избежать армейской службы и достигли непризывного возраста. Если уклонение происходило без уважительных причин, военный билет выдавать перестали.

На 2020 год ситуация стала ещё более жёсткой. Теперь справки будут выдавать ещё чаще. А оспорить их вручение и отказ в предоставлении военника будет ещё сложнее. Если раньше подобные бумаги вручались скорее в исключительных случаях, то теперь их использование должно стать общей практикой.

Смысл такого нововведения заключается в том, что последствия получения справки должны стать неприятными на всю жизнь.

Работодатели теперь будут принимать не служивших без уважительной причины людей ещё менее охотно. В прошлом, на отметку в военном билете о том, что человек не прошёл службу, в отделе кадров особо и не смотрели. Но отсутствие самого билета должно заострить внимание на человеке, презентующем себя в качестве претендента на рабочее место.

Так ли это на самом деле, и как будет выглядеть будущее человека, который не смог получить военный билет? Данные вопросы волнуют множество призывников. И потому их стоит рассмотреть детально.

Что такое справка о непрохождении службы и что она сулит?

С того момента, как порядок воинского учёта претерпел изменения и появилась справка о непрохождении, для тех, кто старался уклониться от воинской службы и успешно справлялся с этой задачей, настали трудные времена.

Справка полагается тем гражданам, которые не прошли до 27 лет службу. Но при этом не получили официального освобождения по здоровью или по отсрочкам.

То есть, справка предоставляется тем людям, что уклонились от армии без уважительных причин. Даже если, к примеру, человек получал отсрочки официально, но по окончанию последней из них не явился в военкомат, хотя его возраст ещё не достиг 27 лет — он всё равно будет считаться уклонистом, которому положена справка. На данный момент эта справка стандартизирована, она имеет строго установленную форму.

Задаваясь вопросом, какие ограничения по работе сулят человеку со справкой, необходимо отметить, что одновременно с её появлением были внесены коррективы и в некоторые иные законы. И в результате человек, который так и не получил военник из-за уклонения от армии, не может поступить на работу ни в один государственный орган. Ни в одну из организаций государственного порядка. Да, просто устроиться на работу в одну из частных контор наверняка получится. Ведь не всюду обращают внимание на аспекты военной службы, и даже на факт её прохождения. Но вот мечты о серьёзной карьере и о работе в госорганах придётся отложить навсегда.

Возможность получения такой справки — это вовсе не легенда. На данный момент они активно выдаются уклонистам. Это актуально для каждого из регионов страны.

Учитывая всё это, стоит иметь в виду, что прятаться от военкомата до 27 лет стало совершенно бессмысленно. Ведь служба отнимет всего год времени. К тому же, её можно пройти альтернативно, или исключить данную необходимость законными методами. А вот справка вместо военного билета будет выдана на всю жизнь. Молодежь не всегда задумывается о своем будущем и перспективах. Однако в данной ситуации как следует подумать стоит обязательно. Ведь и сам факт уклонизма уголовно наказуем. Максимальное наказание за подобное поведение может предполагать 2 года тюрьмы.

Справка вместо военного билета — прочие последствия

Итак, на государственную службу со справкой из военкомата устроиться не получится. Что же касается различных компаний коммерческого характера? Здесь ограничений быть не должно. Так как закон права человека в этом отношении ущемлять не позволяет. Современное законодательство приравнивает справку к прочим документам воинского учёта, таким как военный билет или приписное. Так что отправиться в отдел кадров можно будет и со справкой на руках. По закону, принять должны и её.

Однако проблемы могут возникнуть в неформальных рамках.

Если предпочтения начальства будут на стороне служивших, или возникнут какие-то личные мужские предубеждения, выберут кандидата с военным билетом. И его же будут продвигать по службе.

А владельцу справки будут отказывать под благовидным предлогом. Учитывая, что многие мужчины имеют милитаристические взгляды, такое вполне вероятно.

Однако получению документов на оружие или на управление автомобилем наличие справки не препятствует. Никакую роль в этом плане данный фактор не играет. И дальнейших изменений касаемо справок на данный момент также не предвидится, в ближайшие годы всё будет оставлено как есть.

Справка вместо военного билета: можно ли оспорить её вручение?

Если человек получил из военкомата справку вместо военника, данное решение можно попытаться оспорить через суд. Примеров такого рода в практике существует немало. Однако удручающим является только один факт.

В 95 процентах ситуаций суды просто отказывают в удовлетворении. И человеку всё равно приходится жить со справкой.

Но всё же свои нюансы есть и здесь. Так, к примеру, стоит отметить, что если при последней явке в военкомат человек получил временную негодность, то есть, был отсрочен по здоровью, и в дальнейшем не появлялся на протяжении одного или нескольких призывов, нельзя уверенно сказать, что у человека не было оснований не служить. Вполне могло оказаться так, что он оставался негодным для прохождения службы. И его предстояло перевести в запас. Иногда в подобных ситуациях удаётся добиться того, чтобы билет всё же был предоставлен человеку. Но так бывает далеко не всегда. Нужны весомые доказательства и помощь грамотных специалистов.

Иногда возникают откровенные казусы, которые тоже приходится оспаривать в суде. Так, справка вместо военного билета может быть предоставлена даже молодым учёным, которые не успевают защитить учёную степень до окончания отсрочки. Или могут быть уличёнными в уклонизме из-за других мелких проволочек, которые возникают при переходе от одной ступени обучения к другой. Здесь также необходимо отстаивать свои права через суд.

Иногда человек оказывается со справкой из-за того, что не получил повестку и просто не мог явиться, так как не знал о такой необходимости. Здесь стоит указать одну прописную истину, на которую стоит обращать внимание работников военкомата, если человек вдруг оказывается в подобном положении.

Так, повестка должна вручаться только на руки получателю и под его подпись. Если подписи нет, если она была брошена в почтовый ящик, или вручена посторонним лицам — человек не обязан являться.

Соответственно, никакой ответственности за неявку с его стороны быть не может. И назвать его уклонистом никто не имеет права.

Как быть, чтобы не получить справку?

На фоне подобных вещей возникает закономерный вопрос. Как правильно вести себя, если нет желания жить со справкой? Если справка уже выдана, оспорить решение военкомата будет сложно. Потому стоит принимать необходимые меры заранее.

Так, не стоит уклоняться от необходимости постановки на воинский учёт. Следует встать на него, и в дальнейшем своевременно оповещать комиссариат о любых изменениях — семейных, места жительства, и так далее. Если все сведения поступают вовремя, нет никакого повода называть человека уклонистом. И презумпция добропорядочности просто не даст военкомату причины предоставить человеку справку.

И ещё раз стоит подчеркнуть, что при нежелании или отсутствии возможности служить необходимо получать отсрочку или перевод в запас законными методами, а не попытками скрыться от призыва. Можно пройти медицинский контроль ещё до призывной комиссии, чтобы собрать необходимые медицинские документы. Они дадут право на отсрочку или перевод в запас. Можно написать заявление о желании пройти альтернативную службу и постараться подобрать веские основания для того, чтобы эта просьба была удовлетворена.

Решений существует немало, и потому не стоит паниковать. Нужно вести себя грамотно и спокойно в любом случае. Тогда и проблем с получением военника возникать не будет. И думать о том, как жить со справкой, тоже не придётся.

Как получить справку вместо военника?

Получить справку из военкомата можно при явке после 27-летнего возраста. Для этого необходимо иметь паспорт, прочие документы роли не играют.

Достигнув 27-летнего возраста, призывник получает справку автоматом. Дожидаться призыва при этом нет необходимости.

Получить справку можно в любой момент. Однако выдают ее не мгновенно, в большинстве случаев приходится подождать около 2 недель.

Если военкомат отказывает в выдаче справки, можно обратиться в суд. Человек в возрасте более 27 лет не связан с необходимостью прохождения службы. Потому вердикт в любом случае будет положительным.

Справка взамен военного билета: как не стать «уклонистом»

Как известно, уклонение от призыва на военную службу является преступлением, и гражданин, признанный виновным по ч. 1 ст. 328 УК РФ, может понести наказание в том числе в виде штрафа до 200 тыс. руб. или лишения свободы на срок до двух лет. Но, как показывает практика, чтобы получить судимость за преступление данной категории, придется «постараться», а именно: пройти медосвидетельствование в военном комиссариате, получить повестку на отправку в войска под личную подпись и не явиться по ней либо систематически не являться на мероприятия, связанные с призывом, по повесткам, врученным под личную подпись.

Учитывая сложности, связанные с розыском лица, которому такую повестку не вручили, а также ограниченное время, в течение которого гражданин может быть призван на военную службу (до 27 лет), на свет появилась отдельная категория молодых людей, не прошедших военную службу и не признанных при этом виновными в совершении преступления, т.е. в уклонении от призыва. Такие граждане по достижении возраста 27 лет, как и все остальные, в том числе прошедшие срочную службу, до некоторого времени получали воинское звание «рядовой», зачислялись в запас и им выдавался соответствующий документ воинского учета – военный билет.

Ситуация кардинально изменилась в начале 2014 г., с вступлением в силу поправок в том числе в Закон о воинской обязанности и военной службе, введенных Федеральным законом от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву». Одной из мер, направленных на повышение престижа военной службы, стало наделение районных призывных комиссий полномочиями по признанию граждан, фактически избежавших призыва, не прошедшими военную службу в отсутствие законных оснований. Другая мера предписывала выдавать таким лицам взамен военного билета справку по форме № 1/У (которую с чьей-то легкой руки прозвали «справкой уклониста»). Кроме того, были также внесены изменения в законы о государственной гражданской службе Российской Федерации и о муниципальной службе Российской Федерации. Так, граждане, признанные не прошедшими военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, лишились права работать на соответствующих должностях – сначала пожизненно, но позднее законодатель смягчил данную норму и ограничил запрет периодом в 10 лет.

Принятие поправок, по мнению многих сотрудников военного ведомства, «попало в точку»: оказалось, что подавляющее большинство молодых людей призывного возраста думают о предстоящей карьере и вовсе не хотят оказаться изгоями после получения высшего образования, лишившись права работать по избранной специальности либо существенно ограничив себе перспективы дальнейшего карьерного роста. Но, как это часто происходит, не обошлось без перегибов: под «каток» нового закона попали жители отдельных регионов РФ, молодые ученые и сотрудники правоохранительных органов, которых не вызывали в военкомат. Например, на территории Чеченской Республики длительное время граждане не призывались на военную службу. Получилась весьма досадная ситуация: мужчины целого региона не прошли военную службу без законных на то оснований, но они и не могли ее пройти, так как их просто не вызывали в военкомат. С целью устранить проблему Парламент ЧР направил в Конституционный Суд РФ обращение, результатом которого стало Постановление от 30 октября 2014 г. № 26-П.

Проверив конституционность п. 1 ст. 3 Закона о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности службы по призыву, КС представил важные тезисы, которыми должен руководствоваться правоприменитель.

Так, Суд постановил, что для признания гражданина не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, не обязательно наличие фактов привлечения к административной или уголовной ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету или уклонение от призыва. При этом членам призывных комиссий следует беспристрастно и всесторонне изучать имеющиеся у них документы и выносить заключение на основе коллегиальности, в равной мере принимая во внимание все обстоятельства, вследствие которых гражданин не исполнил свою конституционную обязанность по защите Отечества путем прохождения военной службы по призыву. КС указал, что нельзя упускать из виду существенные, имеющие значение для принятия решения обстоятельства, поскольку не исключаются ситуации, при которых гражданин не прошел службу по призыву по не зависящим от него причинам, обусловленным объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились мероприятия по призыву).

С принятием Постановления от 30 октября 2014 г. № 26-П у граждан появилась надежда: ведь если военная служба не пройдена по не зависящим от призывника причинам, он действовал добросовестно, поэтому негативных последствий для него возникать не должно. В то же время большинство призывных комиссий поняли разъяснения судебного органа конституционного контроля по-своему: суть многих принимаемых заключений сводилась к тому, что призывные комиссии не связаны необходимостью оценки фактических обстоятельств, вследствие которых гражданин не прошел службу, установления фактов наличия или отсутствия объективных условий или уважительных причин для неисполнения конституционной обязанности по защите Отечества (такие тезисы тоже приведены в Постановлении). В итоге юношам, заинтересованным в получении военного билета, а не справки, приходилось обращаться в районный суд.

Судебная коллегия по административным делам ВС РФ включила в него семь дел, которые, по ее мнению, заслуживают особого внимания

Некоторые дела дошли до Верховного Суда РФ, среди них дело по административному иску гражданина К. о признании незаконным решения призывной комиссии военного комиссариата городов Щелково, Фрязино, Лосино-Петровский и Щелковского района Московской области от 20 декабря 2016 г. В данном деле ВС отдельно указал, что законодательство не предусматривает обязанности призывника самостоятельно (без повестки) явиться в военный комиссариат для призыва. Определение судебной коллегии по административным делам от 25 июля 2018 г. № 4-КГ18-7 вошло в Обзор судебной практики № 3 (2018), утвержденный Президиумом ВС 14 ноября 2018 г. Так, в п. 54 Обзора Суд сделал важный вывод, что гражданин, подлежавший призыву на военную службу, не может быть признан лицом, не прошедшим службу по призыву, не имея на то законных оснований, если военным комиссариатом ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.

Таким образом, с публикацией данного Обзора у граждан появилась еще одна возможность для эффективной защиты их прав: при разбирательстве административных дел подобной категории судам надлежит не только оценивать добросовестность конкретного гражданина, выражающуюся в выполнении возложенных на него законом обязанностей, но и принимать во внимание качество организации призыва на военную службу со стороны военных комиссариатов.

Здесь важно обратить внимание, что гражданин вызывается на мероприятия, связанные с призывом, повесткой (п. 3 ст. 26 Закона о воинской обязанности и военной службе), контроль наличия оснований для отсрочки от призыва возложен на военного комиссара (п. 18 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2006 г. № 663). В случае невозможности вручения повестки обеспечение прибытия на призывные мероприятия возлагается на соответствующие органы внутренних дел на основании соответствующего письменного обращения военного комиссариата.

Впоследствии концепция недопустимости формального подхода к признанию граждан не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, нашла отражение в обширной судебной практике по рассматриваемому вопросу. Среди прочего районные и вышестоящие суды дают оценку не только фактам вручения призывникам повесток, но и мерам, которые принимают военные комиссариаты с целью вызова граждан на призывные мероприятия. Основной подход при принятии законных судебных решений заключается в обеспечении баланса между установлением факта надлежащей организации призыва (направление и вручение повесток) и факта выполнения гражданином возложенных законом обязанностей по воинскому учету. При обжаловании заключений призывных комиссий не стоит забывать, что в силу п. 1 ст. 10 Закона о воинской обязанности и военной службе гражданин обязан, в частности, в двухнедельный срок сообщить в военкомат об изменении семейного положения, образования, места работы (учебы) или должности, а также в двухнедельный срок явиться в военкомат для постановки на воинский учет, снятия с воинского учета и внесения изменений в документы воинского учета при переезде на новое место жительства и (или) пребывания.

Сославшись на постановление КС, Суд указал, что если при переезде в другой город гражданин, подлежащий призыву, сразу не зарегистрировался по месту жительства или пребывания и не встал на воинский учет, то он нарушил Закон о военной службе

Подобный подход нашел отражение, в частности, в Кассационном определении от 2 марта 2022 г. № 53-КАД21-22-К8 по делу № 2а-1478/2020, в котором Верховный Суд фактически указал, что помимо обязанности военного комиссариата направить призывнику повестку существует обязанность последнего сообщать об изменении данных воинского учета (в том числе о фактическом убытии на новое место жительства, смене места работы).

При этом, полагаю, не стоит забывать, что выполнение обязанностей по воинскому учету охраняется санкцией КоАП РФ, и в случае отсутствия вступивших в законную силу постановлений компетентных органов о привлечении гражданина к ответственности за невыполнение установленных требований исключается применение любых негативных последствий, обусловленных неисполнением данных обязанностей. Привлечение гражданина к ответственности за нарушение обязанностей по воинскому учету является прерогативой военных комиссариатов, срок давности по таким правонарушениям сейчас составляет три года, и наличие (отсутствие) подобных постановлений также должно свидетельствовать об эффективной работе военкоматов по воинскому учету, поскольку иной подход к данному вопросу нарушает принципы презумпции невиновности, закрепленные как в ст. 1.5 КоАП, так и в ст. 49 Конституции РФ.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
МФЦ Сосновское
Добавить комментарий