Военный билет для работы
Приём на работу — это процедура, которая регламентируется законодательством. Согласно нормативам процесс трудоустройства имеет свой порядок, который обязателен для исполнения обеих сторон – соискателя и работодателя. Такие же требования предъявляются и к документам, которые лицо, желающее устроиться на работу, обязано предоставить.
Военный билет (ВБ) при приеме на работу – это одна из главных бумаг, которыми интересуются работодатели. Для чего обязательно нужен военник при трудоустройстве? Объясняется это тем, что за ведение воинского учёта в организации руководитель и кадровик несут ответственность, вплоть до уголовной.
Военный билет как один из документов при приеме на работу
В соответствии с правовыми актами принадлежность гражданина к военнослужащим можно обосновать двумя документами – приписным удостоверением и военным билетом. Закреплено это положение статьёй 65 ТК.
Согласно Трудовому кодексу при трудоустройстве соискатель должен предоставлять оригинал бланка или его заверенную копию. Документ в некоторых случаях забирают под ответственное хранение, но чаще просто делают ксерокс для Ф2.
Какие страницы должны быть в предъявленной копии? Практически все, так как необходимо предоставить следующие данные:
- Хорошо различаемая серия и номер формуляра. При использовании этих данных можно определить подлинность этого документа.
- Выводы членов военкоматной комиссии.
- Информация о службе (дата призыва и увольнения, а также наименование части, в которой мужчина проходил службу).
- Личные сведения военнообязанного — ранения, присвоенные звания, полученные в период службы награды.
- О военном сборе обладателя ВБ.
- О зачислении в резерв (или наличии брони).
- Физические показатели.
- Штампы о предыдущей постановке и снятии на учёт.
То есть должны присутствовать все страницы формуляра. Если кандидат добровольно не предоставляет военный билет со всеми документами, то работодатель правомочен его запросить.
Таким образом, если бланк причисления к ВУ у соискателя отсутствует, то работодатель может отказать ему в трудоустройстве. При этом причина отсутствия документа не важна. Как правило, об истинных причинах непринятия на работу прямо не сообщается во избежание разбирательств с трудовой инспекцией.
Зачем требуют документ
Предъявленный один из документов даёт право работодателю передать сведения в райвоенкомат о гражданине после его устройства на работу. Срок передачи данных о вновь трудоустроенном человеке регламентирован и составляет не позднее 2-х недель. При нарушении сроков отдел кадров будет нести ответственность по КоАП (ч. 3 ст. 21.4)
Военкоматом полученные данные берутся в разработку, и особа ставится на воинский учёт по месту работы. Сведения о человеке проверяются сотрудниками военкомата в обязательном порядке.
Данные нормативы предусмотрены в п.23 «Положения о воинском учете», и при отсутствии военного билета официальное трудоустройство практически невозможно. Подробная информация, указанная в документе, должна быть передана в течение 2 недель в военкомат, так как при нарушении сроков отдел кадров несет ответственность по 3 ч. Ст. № 21.4 КоАП.
Также проверка наличия воинского бланка производится по следующим причинам:
- Наличие записей в документе об ограничениях в прохождении (например, с категорией В) службы могут показать, что потенциальный сотрудник не годен для вакантной должности.
- Работник может быть в любую из призывных кампаний призван на службу, что приведёт к остановке производственного процесса на время поиска ему замены.
Ответственный сотрудник организации при приёме кандидата на работу обязан осуществить такие действия:
- Ознакомиться с наличием в паспорте штампа о воинской повинности.
- Сверить данные паспорта со сведениями, прописанными в ВБ.
- Заполнить личную карточку сотрудника, внеся туда первичные данные из билета. А впоследствии и изменения, которые, возможно, будут происходить. Обязанность за хранение этого бланка лежит на ответственном за ведение ВУ человеке.
- При приёме кадровик ведёт разъяснительную работу о наличии на предприятии воинского учёта и наказаниях за недостоверность его ведения.
На основании полученного от работника военного билета кадровик берёт на себя следующие обязательства:
- При выявлении ошибок в ВБ или обнаружении поддельного документа сообщить об этом в райвоенкомат.
- Выявлять лиц-уклонистов, избежавших остановки на воинский учет.
- Предоставлять данные о любом сотруднике при запросе из военкомата.
- Перед началом каждой призывной кампании отправлять в комиссариат сведения о юношах призывного возраста.
Приём на работу без военного билета не в интересах руководства компании, так как это лишняя обязанность за которую придётся отвечать. Устраивая на предприятие соискателя без военного билета, работодатель нарушает руководства статьи 5.27 КоАП РФ.
За это предполагаются следующие штрафы:
- от 10 000-20 000 руб. для должностных лиц;
- в пределах 5 000-10 000 для СПД;
- максимальные размеры предусмотрены для юридических лиц — от 50 000-100 000 рублей.
Конкретной методики для определения размера штрафа не существует. В разных регионах эта сумма может варьироваться и изменяться.
Можно ли работать без ВБ
Существует строгое ограничение лиц, которых категорически нельзя принимать на работу без предварительного ознакомления с воинским билетом.
К такой группе лиц относятся:
- Военнообязанные призывного возраста, который ограничен 18–27 лет.
- Мужчины старше 27 лет. Если они не подлежат призыву, то должны иметь подтверждающий этот факт документ.
- Лица 50-65 лет, причисленные к запасу и имеющие воинское звание.
- Медработники, в том числе и женщины.
Из указанного перечня видно, что у лиц мужского пола практически нет вариантов, кроме как получить военный билет. Работать без военного получится только в организациях, практикующих трудоустройство без оформления. Но это очень сомнительное занятие, так как гарантии получения заработной платы нет, да и социальные блага не доступны.
Для справки! Возможно трудоустройство без ВБ по договорённости с руководителем фирмы, но медкомиссию при устройстве пройти без приписного или военника не реально. Вернее до прохождения попросту не допустят в медучреждении.
Если всё же человек был трудоустроен на предприятие без предъявления ВБ, так как на момент принятия на работу его квалификационные требования по вакансии отвечали требованиям руководства, то в прошествии времени билет всё равно будет требовать кадровая служба, поскольку документ обязателен для личного дела.
Неисполнение требования администрации может быть расценено как нарушение статей закона «О воинской обязанности», что влечёт за собой административное наказание в виде штрафа. Иные действия уже имели прецеденты судебного разбирательства, в результате которых выявлено, что применить дисциплинарное взыскание за непредоставление военника администрация не правомочна. Так же как и уволить сотрудника за отсутствие ВБ.
Как трудоустроиться, если утерян ВБ
Утеря военника не является уважительной причиной, которая послужит поводом не предъявлять его при трудоустройстве. Существуют определённые правила действия человека при утере документов, в том числе и воинского бланка.
Согласно этим правилам билет подлежит немедленному восстановлению. При этом сроки подачи соответствующего заявления, если документ утерян, регламентированы двумя неделями со дня обнаружения пропажи. Заявление подаётся в отделение полиции по месту жительства. Там предоставляется справка вместо военного билета, которую следует доставить в райвоенкомат и инициировать получение нового ВБ.
Все действия фиксируются справками, и именно их нужно предъявить кадровику, когда на предприятии требуют военник, как временное подтверждение статуса военнообязанного. После получения нового бланка вместо утерянного нужно донести его к основным документам, сданным при трудоустройстве.
Что делать, если вам отказали в трудоустройстве без военных документов?
Непредоставление военника работодателю из-за его отсутствия или простого нежелания со стороны гражданина может послужить поводом для отказа в трудоустройстве. Такой отказ должен иметь письменное обоснование. Именно наличие отказного письма даёт право обжаловать действия работодателя. Куда можно обратиться за защитой своих прав? Сначала в трудовую инспекцию, а затем и в судебный орган.
Существующие прецеденты обжалования отказных форм при трудоустройстве научили работодателей не ставить отсутствие ВБ как основную причину отклонения заявления о приёме на работу. Можно найти любой формальный повод в отказе, но гражданин должен знать, что истинная причина отказа всё же отсутствие военного билета.
Нужен ли военный билет при трудоустройстве? Однозначно документ нужен, и не только если соискатель устраивается на хорошую работу.
Признание «уклонистом»: правовые особенности выдачи справки взамен военного билета
Не так давно граждане, не прошедшие военную службу по призыву, которым исполнилось 27 лет (возраст, по достижении которого в РФ не призывают в армию), как и те, кто прошел службу по призыву, могли похвастаться красным военным билетом – документом воинского учета гражданина, пребывающего в запасе. Для его получения достаточно было явиться в военкомат на следующий день после достижения непризывного возраста, пройти медкомиссию и сдать несколько фото для документов.
Военнослужащие, а также граждане, уволенные с военной службы в запас, считали такой порядок несправедливым: выходило, что одни отдают конституционный долг Родине, рискуя жизнью, участвуют в боевых действиях, а другие – напротив, скрываются и со временем также зачисляются в запас и получают военный билет.
В 2012 г. в Госдуму был внесен проект поправок в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа службы по призыву, которым было предложено ввести в ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» (далее – Закон о воинской обязанности) норму, предусматривающую вынесение в отношении граждан, не прошедших военную службу и не пользовавшихся отсрочками или не получавших освобождение от призыва, заключения о признании не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований (п. 1.1). Чтобы заключение стало для граждан, пренебрегших возложенной на них законом и Конституцией РФ воинской обязанностью, своего рода санкцией, корреспондирующие поправки были внесены в ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» и ст. 13 Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации».
Так, с 1 января 2014 г. граждане, признанные на основании заключения призывной комиссии не прошедшими службу по призыву, не имея на то законных оснований, не могли быть приняты на гражданскую или муниципальную службу, а уже принятые – находиться на ней. Стоит отметить, что в первоначальной редакции Закона о воинской обязанности запрет являлся бессрочным, но с учетом Постановления Конституционного Суда РФ от 30 октября 2014 г. № 26-П (далее – Постановление КС № 26) период действия санкции ограничен 10 годами.
Для «уклонистов» утвердили также специальный документ воинского учета – справку взамен военного билета по форме № 1/У.
Стоит отметить, что поправки в Закон о воинской обязанности вызвали бурную реакцию со стороны призывников и их родителей: многие сочли, что отсутствие военного билета при наличии справки существенно ограничивает трудовые права и может сказаться на карьере самым непосредственным образом. Возник резонный вопрос: как быть с теми, кого не призывали на службу по не зависящим от них причинам (к примеру, на территории Чеченкой Республики призыв на срочную военную службу длительное время не проводился).
Необходимо отметить, что тревоги призывников были отчасти обоснованы: с началом действия поправок в Закон о воинской обязанности призывные комиссии начали практику «тотального признания уклонистами» всех, кто на момент достижения 27 лет не имел действующей отсрочки от призыва или не получил решения об освобождении от военной службы. Под «каток» попали не только граждане, активно скрывавшиеся от военкомата после окончания действия отсрочки, но и многие другие: аспиранты, пожарные, сотрудники полиции – многие из них, проходя службу в органах системы МВД, сами по долгу службы участвовали в розыске «уклонистов» для последующего обеспечения их явки в военкомат. Поправки коснулись даже тех молодых людей, кто учился за пределами России и не обязан был состоять на воинском учете на основании Закона, в связи с чем не мог быть призван на военную службу.
В Постановлении № 26 КС дал оценку соответствия Закона от 2 июля 2013 г. № 170-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части реализации мер по повышению престижа и привлекательности военной службы по призыву» Конституции РФ. В целом признав поправки конституционными, Суд указал, что данный закон применяется только в отношении граждан, не прошедших военную службу по призыву без законных оснований начиная с 1 января 2014 г. Заключение должно выноситься в отношении конкретного гражданина на основе исследования всех обстоятельств, обусловивших неисполнение им конституционной обязанности по защите Отечества, и может быть оспорено в суде. При этом КС добавил, что бессрочное ограничение трудовых прав граждан не соответствует требованиям Конституции и должно быть пересмотрено законодателем.
Кроме того, Суд отметил, что, вынося заключение о признании гражданина не прошедшим без законных оснований службу по призыву, призывная комиссия не обязана оценивать фактические обстоятельства, из-за которых данный гражданин не прошел службу, а также устанавливать факты наличия (отсутствия) объективных условий или уважительных причин для неисполнения призывником указанной конституционной обязанности, а также фактов привлечения его к административной или уголовной ответственности за совершение действий (бездействие), связанных с виновным неисполнением обязанностей по воинскому учету или уклонением от призыва. Таким образом, сам факт непрохождения службы при отсутствии оснований, предусмотренных ст. 24, п. 1, 2 и 4 ст. 23 Закона о воинской обязанности, а также в случае, если решение нижестоящей призывной комиссии не было отменено решением призывной комиссии субъекта Федерации, является достаточным основанием для вынесения соответствующего заключения.
При этом КС подчеркнул, что поскольку не исключены ситуации, когда гражданин не прошел военную службу по призыву по независящим от него причинам, обусловленным какими-либо объективными обстоятельствами (например, если на территории, где он проживал, не проводились связанные с призывом мероприятия), – предполагается , что члены призывной комиссии, действующие в порядке, предусмотренном разд. III Положения «О призыве на военную службу граждан Российской Федерации», беспристрастно и всесторонне изучают имеющиеся у них документы и выносят заключение на основе коллегиальности с учетом всех обстоятельств, вследствие которых гражданин не исполнил его конституционную обязанность.
Таким образом, Суд фактически сделал вывод, что все имеющиеся сведения должны изучаться призывной комиссией беспристрастно и всесторонне, с учетом всех обстоятельств дела.
Судебная практика насчитывает достаточное количество дел, в том числе рассмотренных Коллегией по административным делам Верховного Суда РФ, анализ которых позволяет сделать вывод о том, что же в первую очередь имеет значение для оценки обоснованности принятого в отношении гражданина заключения. Стоит отметить, что призывные комиссии зачастую не только не занимаются объективным и всесторонним изучением всех обстоятельств каждого конкретного дела, но и не утруждают себя вызовом гражданина для участия в таком заседании, хотя соответствующее право для граждан закреплено Федеральным законом от 26 июля 2017 г. № 192-ФЗ. Военные комиссары, на которых в силу прямого указания п. 18 Положения о призыве на военную службу возложен контроль за наличием оснований для отсрочки или освобождения от призыва, пытаются переложить такой контроль на призывников, что приводит к последующему принятию призывными комиссиями необоснованных заключений.
В качестве одного из значимых критериев оценки обоснованности заключения о признании «уклонистом» судебная Коллегия по административным делам ВС назвала направление и вручение гражданам повесток. Например, отменяя решения нижестоящих судов по делу № 18-КГ18-159 (Определение от 19 октября 2018 г.) и принимая новое решение об удовлетворении заявленных требований, Верховный Суд указал, что мероприятия по организации призыва на военную службу с момента окончания действия предоставленной отсрочки в связи с обучением в аспирантуре – с 14 октября 2014 г. до 13 июля 2015 г. (достижение административным истцом 27 лет) не осуществлялись, соответствующие установленным требованиям повестки о необходимости явки в военкомат не направлялись, доказательств обратного ответчиком не представлено.
Правовая позиция ВС относительно повесток, по которым граждане обязаны являться в военкомат, немного позднее нашла отражение в п. 54 Обзора судебной практики ВС РФ № 3 от 14 ноября 2018 г., в котором Суд прямо указал, что гражданин, подлежавший призыву, не может быть признан лицом, не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если ему не направлялись повестки о явке на мероприятия, связанные с призывом.
Верховный Суд указал, что лицо не может быть признано не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, если повестка ему не направлялась
Конечно, вопрос о направлении или вручении повесток достаточно «скользкий», ведь военкоматы практически никогда не используют для вручения повесток заказные письма, а в личном деле гражданина, обжалующего вынесенное заключение, можно найти лишь корешки повесток с пометкой «отправлено почтой». Такие доказательства, как правило, судами в качестве доказательств надлежащего оповещения не принимаются, ведь обстоятельства административного дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими иными доказательствами в силу ч. 1 ст. 61 КАС РФ (см. например, апелляционные определения Мосгорсуда от 28 июля 2020 г. по делу № 33а-2956/2020; от 4 августа 2020 г. по делу № 33а-2997/2020; Мособлсуда от 15 июля 2020 г. по делу № 33а-16775/2020).
Зачастую, если вручить повестку лично призывнику не удалось, военкомат составляет акт о невозможности вручения повестки. Однако такой документ тоже далеко не всегда отвечает требованиям закона и не во всех случаях будет являться доказательством надлежащего оповещения. В частности, отсутствие подписи лица, принимавшего меры к вручению повесток, а также печати управы района влечет невозможность принятия такого доказательства в качестве подтверждения надлежащего извещения (см. например, определения Второго кассационного суда общей юрисдикции от 19 февраля 2020 г. по делу № 8а-6885/2019; от 16 сентября 2020 г. по делу № 8а-19977/2020).
Важные выводы, касающиеся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, оспорившего решение призывной комиссии в суде и не прошедшего службу по этой причине, содержатся в апелляционном определении суда Ямало-Ненецкого автономного округа от 14 января 2016 г. по делу № 33а-23/2016. Так, суд постановил: реализация права на оспаривание решения призывной комиссии и достижение возраста, исключающего последующий призыв, а также бездействие вышестоящей призывной комиссии по отмене нереализованного решения о призыве свидетельствуют о наличии законных оснований, исключающих призыв на военную службу в 2014 г.
Не менее значимый вывод, касающийся возможности признания не прошедшим военную службу по призыву без законных оснований гражданина, постоянно проживавшего за пределами России, сделал суд Чукотского автономного округа в апелляционном определении от 20 февраля 2020 г. по делу № 33а-22/2020. Отменяя решение первой инстанции в части отказа в удовлетворении заявленных требований, апелляция сочла, что нижестоящая инстанция пришла к неправильному выводу о том, что на военную службу могут быть призваны граждане, не обязанные состоять на воинском учете, и указала, что на лиц, не подлежавших призыву, не распространяются требования п. 1.1 ст. 28 Закона о воинской обязанности, согласно которым при зачислении в запас граждан, не прошедших военную службу по призыву до достижения 27 лет (за исключением граждан, не служивших по основаниям, предусмотренным п. 1, 2 и 4 ст. 23, ст. 24 Закона), призывная комиссия выносит заключение о том, что гражданин не прошел службу по призыву, не имея на то законных оснований.
Таким образом, основания и доказательства обоснованности заключения призывных комиссий подлежат судебной оценке, которая, как показывает практика, в подавляющем большинстве случаев позволяет восстановить гражданские права и добиться отмены заключения, не соответствующего закону. Но желающим обжаловать заключение призывной комиссии нужно обратить внимание на сроки: согласно требованиям ч. 1 ст. 219 КАС РФ решение коллегиального органа может быть обжаловано в суд только в течение трех месяцев с момента, когда гражданину стало известно о нарушении его прав, свобод и законных интересов.