Особенности получения справки о расторжении брака: где и как оформить документ?
Бывают ситуации, когда семья распадается по тем или иным причинам. В таком случае официально бывшими супругами муж и жена становятся только после выдачи свидетельства о разводе.
Но не многие знают, что среди документов при расторжении брака существует еще и справка о разводе. Для чего она нужна? Кем выдается? Эти и многие другие вопросы рассмотрим в следующей статье.
Для чего нужен документ?
Справка о расторжении брака – это такой документ, в котором находится информация о расторжении брака и о том, что этот факт государственно зарегистрирован. Свидетельство о расторжении брака имеет водяной знак и выдается одним оригинальным экземпляром. Справка же, в свою очередь, может быть выписана множество раз, при этом каждый экземпляр будет оригиналом.
Справка может пригодиться в следующих ситуациях:
- В случае заключения нового брака с гражданином или гражданкой из другой страны.
- В случае восстановления данных о разводе с гражданином или гражданкой бывшего СССР.
- В случае обращения в суд для подачи иска на выплату алиментов.
- При необходимости подтверждения прав на наследство в сложных наследственных процессах.
- В случае если нет возможности получения оригинала или дубликата свидетельства о разводе.
Содержание
До 2017 года справка выдавалась по форме №29, которая была утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 31 октября 1998 года №1274. Эта форма больше не действительна. С 2017 года документ выдается по форме №7, утвержденной приказом Министерства Юстиции Российской Федерации 20 сентября 2017 года №173.
В новой форме помимо всех сведений, указанных в форме №29, прописываются данные о гражданстве, национальной принадлежности и дате/месте рождения бывших супругов.
Сведения, содержащиеся в справке:
- Дата официального расторжения брака.
- Регистрационный номер акта о разводе.
- Наименование ЗАГСа, в котором был осуществлен развод.
- Фамилия, имя и отчество разведенных.
- Даты и места рождения бывших супругов.
- Национальная принадлежность и гражданство.
- Фамилия, которая была присвоена каждому из бывших супругов после развода.
- Дата выдачи справки.
- По запросу заявителя могут указываться дополнительные данные, к примеру, номер свидетельства о расторжении.
- Скачать бланк справки о расторжении брака форма 7
- Скачать бланк справки о расторжении брака форма 29
Вышеуказанный документ оформляется на основании полученных данных из реестра ЗАГСа и в случае, если там отсутствует необходимая информация, в соответствующей графе ставится прочерк. Исправления в справке недопустимы. Удостоверяется подписью руководителя отделения ЗАГС или уполномоченным сотрудником, а также расшифровкой фамилии и инициалов. Заверяется печатью.
Кто может получить?
Получить эту справку могут следующие лица:
- один из бывших супругов;
- представитель одного из бывших супругов, но только при предъявлении доверенности на выдачу документа, которая заверена нотариусом;
- в случае если один из супругов признается недееспособным – его опекун;
- в случае смерти одного из супругов – родственник или заинтересованное лицо.
Где взять?
Справка выдается в том отделении ЗАГСа, в котором был проведен развод и выдано на руки свидетельство.
Бывают ситуации, когда бывший супруг, которому нужен документ, находится в другом месте проживания и не может прийти в конкретное отделение ЗАГСа.
В этом случае заявление можно отправить:
- С помощью сайта Госуслуги.
- С помощью МФЦ (многофункциональный центр по предоставлению государственных услуг) по месту проживания.
- Отправить по почте.
Как написать заявление на получение?
Основанием для выдачи нужного документа является заявление. В нем указываются:
- информация по отделению ЗАГСа (наименование, адрес);
- персональные данные (ФИО, дата и место рождения, контактный номер телефона);
- дата заключения и расторжения брака;
- причина выдачи справки.
- Скачать бланк заявления на получение справки о расторжении брака по форме 26
- Скачать образец заявления на получение справки о расторжении брака по форме 26
Помимо этого заявления необходимо предоставить следующие документы:
- Паспорт или иной документ, который удостоверит личность заявителя.
- В том случае, если за справкой обращается третье лицо – документ, который подтверждает право получения.
- Чек об оплате государственной пошлины за выдачу справки.
Если обратиться в отделение лично с полным перечнем нужных правильно оформленных документов, то справку можно получить в день обращения. В остальных случаях рассмотрения заявления может длиться до 30 дней.
Оплата госпошлины
Для оплаты госпошлины нужны предварительно уточнить реквизиты, куда следует перечислить денежные средства. Оплатить ее можно только по безналичному расчету, воспользовавшись сайтом Госуслуги либо терминалом в отделении ЗАГСа или других местах. Размер госпошлины составляет 200 рублей (пп. 7 п. 1 ст. 333.26 НК РФ).
- Правила составления и подачи заявления на развод, в том числе и через Госуслуги.
- Для чего нужна справка о заключении брака и где ее получить?
Сколько действителен документ?
Справка о расторжении брака, выданная по форме №7, является оригиналом и не имеет срока давности в связи с тем, что в ней содержатся сведения о прошедшем событии.
Из всего вышесказанного можно сделать следующий вывод: справка о расторжении брака – официальный документ, который выдается по специальной форме ЗАГСом по желанию заявителя. Основной целью ее выдачи является подтверждение факта расторжения брака. Срок ее получения – один месяц с момента подачи соответствующего заявления.
Пошаговая инструкция, как восстановить свидетельство о расторжении брака
Свидетельство о разводе является документом, определяющим семейное положение гражданина. Никто не застрахован от его порчи или утраты, но без этой бумаги нельзя оформить новый брак, получить визу, заключить сделку.
Дубликат потребуется для подтверждения фамилии, если собираются документальные данные для получения наследства, удостоверяется подлинность диплома об образовании и в других случаях. Повторное получение свидетельства регулируется нормами ст. 9 Федерального закона от 15.11.1997 № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» (далее – Закон).
Можно ли получить дубликат?
За повторным документом о разводе, как правило, обращаются при его потере и порче. В п.1 ст. 9 Закона отражены все случаи, являющиеся основанием выдачи дубликата свидетельства о прекращении брачных отношений:
- когда первичный документ утерян;
- при наличии механических повреждений;
- при ветхости бланка;
- при наличии ламинирования;
- если не читается текст документа или данные на печати.
Далее подробно расскажем, что надо делать, если вы потеряли документ или он оказался испорчен, как его восстановить.
Какие бумаги потребуются?
К заявлению о повторной выдаче прикладываются следующие бумаги:
- подлинник паспорта с отметкой о расторжении брака;
- копия решения суда о разводе (если расторжение оформлялось через суд);
- документы, подтверждающие факт родства, опеку (если обращаются родственники или заинтересованные лица умершего или недееспособного гражданина, в отношении которого ранее составлялась запись регистрации акта развода);
- квитанция об оплате госпошлины;
- доверенность (если от имени заявителя обращается представитель).
Как составить заявление?
Теперь о том, как написать заявление, чтобы восстановить документ, который утерян или испорчен. Заявление о выдаче повторного свидетельства заполняется разборчивым почерком без исправлений и помарок по форме № 26 органов ЗАГС, утвержденной Приказом Минюста России от 01.10.2018 № 201. В нем указывается следующая информация:
- наименование органа, в который обращается заявитель;
- инициалы, адрес заявителя;
- данные документа, подтверждающего личность;
- инициалы лица, которому требуется дубликат;
- название учреждения, в котором фиксировался развод и выдавалось первичное свидетельство;
- данные лиц, которые расторгали брак;
- причина выдачи;
- число и подпись с расшифровкой.
- Скачать бланк заявления на получение дубликата свидетельства о расторжении брака
- Скачать образец заявления на получение дубликата свидетельства о расторжении брака
Где можно подать заявление, как это сделать?
За восстановлением свидетельства с заявлением следует обращаться в отдел ЗАГС, где производилась регистрация акта развода, или в отдел по адресу своего жительства или пребывания. Также это можно сделать через МФЦ и портал государственных услуг.
В ЗАГС
Самой простой и быстрой является процедура оформления повторного свидетельства через органы ЗАГС по месту выдачи первичного документа. Заявителем оплачивается госпошлина, собираются и подаются необходимые документальные сведения. После их проверки выписывается повторная бумага, имеющая юридическую силу и являющаяся самостоятельным документом. Дубликат выдается в этот же день, когда гражданин обращается за услугой.
При подаче заявки через соответствующие органы ЗАГС по месту жительства заявителя делается запрос в органы регистрации, которые фиксировали акт развода. Бумаги на оформление направляются им для исполнения. При этом время рассмотрения и повторной выдачи свидетельства может затягиваться от месяца до нескольких месяцев.
Через МФЦ
Многофункциональные центры имеют полномочия приема документов для выдачи дубликата, являются посредником между заявителем и органами ЗАГС. Обращаться за повторным свидетельством о разводе с полным комплектом бумаг и оплаченной госпошлиной заявителю следует в отдел МФЦ того субъекта РФ, в котором документ о разводе выдавался первично.
Заявление можно подготовить заранее или заполнить на приеме в центре. После подачи бумаг выдается расписка о получении, по которой можно отслеживать статус заявки. Она рассматривается в течение 30 дней, после чего заявителю на руки выдается результат.
Через Госуслуги
Повторно заказать нужный документ можно, не выходя из дома, через электронный портал Госуслуг. Для этого следует выполнить следующие действия:
- в строке поиск набрать наименование «Управление ЗАГС»;
- выбрать вкладку «Получение повторного свидетельства о расторжении брака», нажать «Получить услугу»;
- заполнить необходимые поля о заявителе, информацию о супругах, реквизиты свидетельства;
- выбрать отдел ЗАГС для получения повторного документа.
После выполнения всех действий заявление будет подано, и на электронную почту заявителю будет выслано уведомление и ссылка на оплату госпошлины в электронном виде. После оплаты поступит уведомление о статусе рассмотрения заявки, в итоге придет приглашение за получением дубликата с указанием даты и времени выдачи.
Заявление рассматривается в течение 30 дней. После получения приглашения с полным пакетом бумаг следует обратиться в выбранный отдел ЗАГС за готовым свидетельством.
Оплата госпошлины
За выдачу дубликата документа о расторжении брака оплачивается госпошлина. Согласно п. 6 ч. 1 ст. 333.26 НК РФ ее размер составляет 350 рублей. Госпошлину можно оплатить через банк или терминал.
Возможно, вам будет интересно прочитать и про другие документы при разводе, а именно: заявления, в том числе и через Госуслуги, справка и акт о расторжении брака, справка о заключении брака.
Выдача документа
В соответствии с п. 2, п. 4 ст. 9 Закона повторное свидетельство о расторжении брака выдается заявителю лично либо его представителю при наличии нотариально заверенной доверенности, в которой указано право на получение такой бумаги. Почтовое направление дубликата документа не предусмотрено.
Если заявитель проживает или находится в регионе не по адресу регистрации акта развода, то лично получить дубликат он может в отделе ЗАГС по месту пребывания или жительства. В случае нахождения заявителя в другой стране подать документы и получить повторное свидетельство можно через представителя. Доверенность ему следует оформить в консульстве России и направить почтовой корреспонденцией.
Восстановление повторного документа о расторжении брака не является сложной и длительной процедурой и не требует сбора большого количества бумаг. Каждый гражданин подберет для себя наиболее подходящий способ получения дубликата.