Сколько действует справка о несудимости для работы

Предоставление справки об отсутствии судимости при приеме на работу

В КАКИХ СЛУЧАЯХ РАБОТНИК ОБЯЗАН ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ ПРЕДСТАВИТЬ СПРАВКУ ОБ ОТСУТСТВИИ СУДИМОСТИ

Перечень документов, которые необходимо предъявить работодателю при приеме на работу, представлен в ст. 65 Трудового кодекса РФ (далее — ТК РФ).

При поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, работники обязаны предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям по утвержденной форме[1].

К таким видам деятельности, в частности, относятся:

• трудовая деятельность в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних[3];

• работа авиационного персонала[4];

• работа в службе авиационной безопасности[5];

• работа в должности главного бухгалтера или в иной должности, в обязанности по которой входит ведение бухгалтерского учета (например, бухгалтера), в ООО (за исключением кредитных организаций), страховых организациях и негосударственных пенсионных фондах, акционерных инвестиционных фондах, управляющих компаниях паевых инвестиционных фондов и в иных экономических субъектах[6];

• работа в должности руководителя или главного бухгалтера застройщика[7];

• работа частным охранником[8];

• служба в органах Федеральной службы безопасности[9];

• работа на должности судебного пристава[10];

• служба в таможенных органах[11];

• служба в органах и организации прокуратуры[12];

• работа, непосредственно связанная с обеспечением безопасности объектов топливно-энергетического комплекса[13];

• работа в должности руководителя, главного бухгалтера лизинговой организации, выполнение обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа лизинговой организации[15];

• работа, непосредственно связанная с обеспечением транспортной безопасности[16];

• работа в органах управления центрального депозитария[17];

• работа в должности руководителя организатора торговли, руководителя его филиала, главного бухгалтера или иного должностного лица, на которое возлагается ведение бухгалтерского учета (например, бухгалтера), должностного лица, ответственного за организацию системы управления рисками (руководителя отдельного структурного подразделения, ответственного за организацию системы управления рисками), руководителя службы внутреннего аудита, контролера (руководителя службы внутреннего контроля), руководителя структурного подразделения, созданного для осуществления деятельности по проведению организованных торгов, выполнение обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа организатора торговли[18];

• работа в должности руководителя микрокредитной компании, выполнение обязанностей члена совета директоров (наблюдательного совета), члена коллегиального исполнительного органа микрокредитной компании[19];

• работа в должности руководителя, его заместителя, главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера микрофинансовой компании, руководителя или главного бухгалтера филиала микрофинансовой компании, специального должностного лица, ответственного за реализацию правил внутреннего контроля в микрофинансовой компании в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, выполнение обязанностей члена коллегиального исполнительного органа, члена совета директоров (наблюдательного совета) микрофинансовой компании[20].

На практике у работодателей часто возникает вопрос о необходимости предъявления справки о наличии (отсутствии) судимости при приеме на работу гражданами, которые непосредственно не будут работать с несовершеннолетними.

Работодателям необходимо учитывать, что предъявлять при приеме на работу в образовательную организацию (образовательное учреждение) справку о наличии (отсутствии) судимости должны все соискатели, деятельность которых будет непосредственно связана с процессами образования несовершеннолетних (например, преподаватель, учитель, воспитатель), а также технические специалисты, работа которых прямо не связана с образовательным процессом (например, завхоз и т. п.)[21].

[1] Утверждена Приказом МВД России от 07.11.2011 № 1121 «Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования» (в ред. от 22.08.2017; далее — Административный регламент).

Справка о наличии (отсутствии) судимости: как часто надо предоставлять работодателю?

/img/plugs/kr/2.png

Нужно ли работникам образования (в том числе работникам, в отношении которых уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления) обновлять справки об отсутствии судимости, если справки были предъявлены ими при трудоустройстве?

ОТВЕТ:

Обязанность обновлять или представлять неоднократно справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (например, ежегодно) трудовым законодательством не предусмотрена.

ПРАВОВОЕ ОБОСНОВАНИЕ:

В силу ст. 351.1 ТК РФ к трудовой деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, а равно и подвергавшиеся уголовному преследованию (за исключением лиц, уголовное преследование в отношении которых прекращено по реабилитирующим основаниям) за преступления, указанные в абзацах третьем и четвертом части второй статьи 331 ТК РФ.
При применении ст. 351.1 ТК РФ следует иметь в виду позицию Верховного Суда РФ, высказанную им в определении от 07.12.2012 № 52-КГПР12-2. Суд указал, что установленные этой статьей ограничения распространяются не только на лиц, вступающих в непосредственный контакт с несовершеннолетними по роду их профессиональной деятельности, но и на весь персонал организаций, осуществляющих деятельность в сферах, поименованных в указанной статье, в том числе административно-управленческий, технический и вспомогательный, поскольку они также осуществляют трудовую деятельность в данных сферах и имеют возможность контакта с несовершеннолетними.
Подозреваемые и обвиняемые, в том числе и в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, считаются невиновными, пока их виновность не будет доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда ( ст. 14 УПК РФ). Факт возбуждения уголовного дела в отношении какого-либо работника сам по себе не свидетельствует о совершении этим лицом преступления, а говорит лишь о начале предварительного расследования по данному делу ( ст. 149 УПК РФ). В дальнейшем уголовное дело может быть как направлено прокурору, а затем передано в суд ( ст. 215 и ст. 221 УПК РФ), так и прекращено, например, в связи с отсутствием в деянии события преступления ( ст. 212 , п. 2 части 1 ст. 24 УПК РФ). Право на реабилитацию имеют подозреваемые или обвиняемые, уголовное преследование в отношении которых прекращено, в частности по основанию, предусмотренному пунктом 1 части 1 ст. 24 УПК РФ (п. 3 части второй ст. 133 УПК РФ). Таким образом, отсутствие события преступления относится к реабилитирующим основаниям прекращения уголовного дела и (или) преследования. Следовательно, работник организации, в отношении которого уголовное дело было прекращено в связи с отсутствием события преступления, отнесен к числу тех лиц, на которых не распространяется запрет, установленный частью первой ст. 351.1 ТК РФ.


Согласно части первой ст. 65 ТК РФ при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с ТК РФ, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, лицо, поступающее на работу, помимо прочих документов, предусмотренных данной частью, обязано предъявить работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям (далее также — справк а).
Таким образом, все работники образовате льной организации обязаны при поступлении на работу предъявлять работодателю справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям. По смыслу положений части первой ст. 65 ТК РФ представлять Справку работ ник обязан только при трудоустройстве, то есть один раз. Норм, обязывающих работника представлять справку повторно после заключения трудового договора или дающих работодателю право требовать от работников ежегодного обновления справки, законодательство не содержит. Аналогичную позицию занимают и судебные органы (решение Перовского районного суда г. Москвы от 03.05.2017 по делу № 2-998/2017).


Из ответов специалистов Роструда, размещенных на информационном портале «Онлайнинспекция.РФ», следует, что работодатель вправе самостоятельно получить сведения о том, что работники не подвергаются уголовному преследованию, у правоохранительных органов, установив периодичность запроса таких сведений в МВД РФ в локальных актах организации. Однако согласно п. 2 Административного регламента. утвержденного приказом МВД России от 27.09.2019 № 660 (далее — Административный регламент), указанную справку по утвержденной форме получает сам гражданин, желающий устроиться на работу, или его представитель. В силу п. 87 Регламента справка выдается заявителю в виде документа на бумажном носителе либо направляется заявителю в форме электронного документа в личный кабинет заявителя на Едином портале госуслуг или в МФЦ, с которым заключено соглашение о взаимодействии. Таким образом, из Административного регламента также следует, что необходимость получения указанной справки связана с устройством на работу, и получить такую справку за гражданина другое лицо не вправе, если только гражданин сам не уполномочит на это другое лицо в добровольном порядке.
На основании части четвертой ст. 8 ТК РФ наличие в локальном нормативном акте нормы, обязывающей работников в течение срока действия трудового договора представлять работодателю справку с определенной периодичностью или уполномочить работодателя запрашивать такую справку в органах МВД, не будет иметь юридически значимых последствий в случае отказа работника от предоставления работодателю такой справки или его отказа в наделении работодателя полномочиями на ее получение.


Таким образом, требование работодателя об обновлении (о неоднократном, повторном представлении) работниками справок об отсутствии судимости не является правомерным. Данный вывод касается также и работника, в отношении которого уголовное преследование было прекращено по такому реабилитирующему основанию, как отсутствие события преступления.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
МФЦ Сосновское
Добавить комментарий