Приватизация квартиры через МФЦ
от Жилищное право Последнее обновление Авг 29, 2022
Приватизация — это процесс передачи государственного имущества в личную собственность. Это может быть квартира, комната, земля и нежилые помещения. В процессе приватизации приобретается право собственности на имущество. Его можно продать, подарить, обменять, оставить в наследство или использовать как залог для получения кредита. Неприватизированным имуществом можно только пользоваться.
В настоящее время разрешено приватизировать жилье в многофункциональных центрах. Перед тем как обратиться в МФЦ, гражданин должен подготовить: справку о составе семьи, техплан из БТИ, согласие всех проживающих и иное. При положительном решении заявители получат документ о передаче в собственность. После его регистрации в Росреестре каждому собственнику выдадут выписку из ЕГРН.
Общая информация
Базовым документом для преобразования собственности является закон РФ № 1541-1 от 04.07.1991 г.
- Оформление квартиры в собственность происходит безвозмездно (ст. 1 закон № 1541-1). Гражданину не надо выкупать квадратные метры у государства или муниципалитета, но придется оплатить пошлину и услуги нотариуса.
- С 2017 года бесплатная приватизация стала бессрочной (закон № 14-ФЗ от 22.02.2017 г.). Теперь наниматели жилья могут не торопиться и перевести квартиру в собственность в любое время.
- Право на приватизацию жилфонда дается гражданину один раз (ст. 11 закона № 1541-1).
- Оформление помещения в собственность происходит в заявительном порядке с добровольного согласия физического лица. Органы государственной и местной власти не имеют права заставлять жильца проводить приватизацию (ст. 1 закон № 1541-1).
Преимущества использования услуг МФЦ для приватизации квартиры
- Подать заявление можно в любом контакт-центре.
- Чтобы избежать потерь времени, стоя в общей очереди, на прием к сотруднику можно записаться. Варианты забронировать дату и число: через Госуслуги, на сайте регионального МФЦ, по телефону горячей линии.
- Служащий проверит наличие всех справок и бумаг, поможет составить заявление.
- После приема документов работник выдаст пин-код, по которому можно отслеживать движение заявки по всем инстанциям.
Необходимые условия и требования к клиенту
- Приватизировать можно помещение, в котором заинтересованное лицо проживает на основании договора социального найма (ст. 2 закона). Нельзя стать хозяином квартиры, если договора на право пользования жильем нет.
- Участвовать могут все граждане, прописанные в помещении (дети и совершеннолетние).
- Для получения прав собственности на квадратные метры требуется согласие всех зарегистрированных по месту проживания лиц.
- Признанное аварийным или подлежащим сносу.
- Находящееся на территории военного городка.
- Служебное жилое помещение. Это жилье, которое предоставляется сотруднику на время его трудовой деятельности (учебы) на предприятии, в учреждении, организации.
- Комнаты в общежитии. Здесь есть нюанс. Запрет на приватизацию касается жилья, принадлежащего специализированному учреждению (предприятие, училище и подобное). Если общежитие передано в муниципальную собственность, то у гражданина появляется право на оформление комнаты в частные руки (ст. 7 закон № 189-ФЗ от 29.12.2004 г.). Много дел по данному вопросу решается через суд.
Если жилье признано аварийным и подлежащим реконструкции, его можно приватизировать после восстановления, так как во время проведения ремонтных работ будут улучшены жилищные условия.
Описание процесса приватизации квартиры
Отсутствие справки, неявка одного из участников на встречу, недочеты в оформлении сведут весь процесс подготовки к нулю.
Сбор и подготовка документации
Самое важное в процессе передачи жилья в частные руки заключается в сборе информации и подготовке всех нужных бумаг (подлинники и копии).
- Заявление на приватизацию или передачу в собственность. В каждом региональном МФЦ разработана своя форма. Бланк можно скачать и оформить дома, собрав подписи всех зарегистрированных лиц, или на приеме у «одного окна».
- Все пришедшие должны иметь с собой документы, удостоверяющие личность (паспорт, свидетельство о рождении на детей, постановление об установлении опеки и подобное).
- Представитель неявившегося гражданина должен иметь заверенную нотариусом доверенность.
- Свидетельство о заключении/расторжении брака, смене фамилии, имени, отчества (при наличии факта).
- Договор о соц. найме (выдают с 2005 г.) или ордер (вручали до 1 марта 2005 г). При утере ордера надо заключить договор найма. В качестве доказательства предоставляется отметка о прописке в паспорте, выписка из домовой книги.
- Гражданин, имеющий право на приватизацию, но не желающий в ней участвовать, должен предоставить оригинал отказа, заверенного у нотариуса.
- Технический паспорт на жилье. Его надо заказать в БТИ. Можно запросить документ и через МФЦ, но это будет отдельная услуга.
- Справку о «составе семьи» или выписку из домовой книги.
- Справка о неучастии в приватизации. Должен предъявить каждый, кто принимает участие в оформлении. Выдается на специальном бланке в органах Росреестра или БТИ (за поздний срок). Если с 1991 г. место проживания не менялось — справка не нужна.
- Документ, подтверждающий отсутствие задолженности по квартплате (не является обязательным, но сотрудники уполномоченных организаций его запрашивают).
Во время сбора пакета документов стоит учесть, что одни справки делают долго, другие могут иметь срок действия (1 месяц). Желательно все распланировать, чтобы при обращении в МФЦ все документы были собраны и в порядке.
Приватизация квартиры через МФЦ
Приватизировать квартиру через МФЦ имеют право граждане России, проживающие в жилых помещениях (относящихся к государственному и муниципальному жилфонду и ранее неприватизированных) на основании договора социального найма (закон РФ от 04.07.1991 № 1541-1 с изменениями от 20.12.2017).
Каждый гражданин РФ может бесплатно получить в собственность государственный жилой объект только один раз в жизни.
При этом несовершеннолетние, ставшие владельцами недвижимости в порядке приватизации, сохраняют за собой право на однократное бесплатное приобретение в собственность государственного жилья после достижения возраста 18 лет.
Приватизация квартиры через МФЦ также может быть проведена:
- законным представителем (попечителем, опекуном) физлица, имеющего право на получение государственной услуги;
- уполномоченным лицом, представляющим интересы гражданина на основании нотариальной доверенности.
Государственная услуга предоставляется в МФЦ бесплатно, дополнительные сборы и пошлины не взимаются.
Предоставление услуги не зависит от адреса регистрации (экстерриториальный принцип). Гражданин имеет право обратиться в МФЦ как по месту прописки, так и в любое отделение «Мои документы» другого внутригородского района или населенного пункта в пределах субъекта РФ, на территории которого находится объект недвижимости.
Какое жилье нельзя приватизировать
Не подлежат передаче в собственность жилые помещения (ст. 4 № 1541-1 ФЗ):
- служебного пользования (кроме жилфонда совхозов и иных предприятий сельскохозяйственного сектора);
- в закрытых военных городках;
- в общежитиях;
- в стационарных учреждениях соцзащиты населения, расположенных в сельской местности;
- находящиеся в аварийном состоянии.
Примечание: следует отметить, что данная статья признана частично не соответствующей Конституции РФ и существует немало судебных решений в пользу граждан, но оформить приобретение в собственность такой недвижимости через МФЦ не получится.
Шаг 1. Обращение в МФЦ
Многофункциональные центры принимают заявителей по предварительной записи или в порядке «живой» электронной очереди.
Записаться на прием заранее можно:
- Через местный сайт МФЦ (если в регионе обращения предусмотрена такая услуга). Предварительно нужно зарегистрироваться на портале Госуслуг.
- По единому телефону горячей линии МФЦ или контактному номеру выбранного отделения центра.
Шаг 2. Сдаем документы на приватизацию
1) Заявление по установленной форме (бланк выдаст работник центра на приеме).
Обратите внимание: при подаче заявления должны присутствовать все участники приватизации, включая детей старше 14 лет. Полномочия отсутствующего участника могут быть переданы его представителю на основании нотариальной доверенности.
2) Паспорт гражданина РФ (временное удостоверение личности, выданное на время оформления общегражданского паспорта).
3) Документы, содержащие сведения о составе семьи (свидетельства о заключении и (или) расторжении брака, о рождении детей), выданные на территории другого региона РФ.
4) Архивные справки по форме № 9, содержащие данные о более ранних местах регистрации гражданина за пределами региона обращения до прописки в жилом помещении, заявленном на приватизацию.
5) Справки, подтверждающие, что право на приватизацию ранее не использовано.
Если наниматель государственного объекта недвижимости не менял прописку с 1991 года, справка не потребуется.
6) Разрешение органов опеки и попечительства, если в жилом помещении, передаваемом в собственность, проживают только несовершеннолетние младше 14 лет.
Пример: опекун (попечитель) несовершеннолетнего ребенка не имеет права на участие в приватизации данного жилого помещения, тогда единственным собственником жилья официально становится ребенок с официального разрешения или по инициативе органов опеки и попечительства.
7) Согласие родителей (попечителей, опекунов, усыновителей, органов опеки и попечительства) на приватизацию жилого помещения, если собственником становится несовершеннолетний старше 14 лет.
Пример: несовершеннолетний возрастом от 14 до 18 лет прописан у бабушки и становится единственным участником приватизации после ее смерти. В таком случае именно он выступает в качестве заявителя с согласия родителей и органов опеки и попечительства.
8) Заявление о согласии гражданина на участие в приватизации жилья (об отказе лица, имеющего право на пользование недвижимостью, от приватизации).
Бланк выдается сотрудником МФЦ каждому участнику процедуры и подписывается в его присутствии.
9) Справка, подтверждающая основания временного отсутствия гражданина (члена его семьи): прохождение военной службы, нахождение в местах лишения свободы и пр.
10) Документ, удостоверяющий полномочия попечителя (опекуна), в ситуациях, предусмотренных законодательством.
Дополнительные бумаги
Дополнительные документы в случае обращения представителя заявителя:
- Нотариальная доверенность.
- Документ, удостоверяющий личность уполномоченного лица.
- Акт органа опеки и попечительства (если заявление подается опекуном или попечителем).
Документация, представляемая по инициативе заявителя:
- Договор социального найма или заверенная Жилищным комитетом копия ордера на право пользования государственным объектом недвижимости (если помещение было предоставлено до 01.03.2005). о зарегистрированных правах и основных характеристиках жилого помещения.
- Справки о регистрации граждан по форме № 9.
- Архивные справки по форме № 9, если физическое лицо ранее меняло место жительства в пределах региона обращения.
- Характеристики объекта недвижимости по форме № 7.
- Сведения о составе семьи (свидетельства о рождении, заключении и (или) расторжении брака), выданные на территории региона обращения.
Шаг 3. Получение уведомления о решении
По факту подачи заявления и необходимой документации сотрудник центра выдаст заявителю расписку, в которой будет указана примерная дата получения уведомления о представлении госуслуги (отказе) по передаче государственного жилья в собственность граждан.
Приватизация квартиры через МФЦ занимает не более 2 месяцев со дня регистрации обращения заявителя.
Отслеживать статус заявления можно по уникальному номеру расписки на региональном сайте «Мои документы» или по телефону горячей линии.
В крупных городах информирование заявителя осуществляется путем отправки СМС-сообщения на мобильный телефон.
Дальнейшие действия после получения уведомления
После выдачи на руки заявителю разрешения (отказа) на передачу госжилья в собственность функции МФЦ считаются исполненными.
В уведомлении будет указан адрес районной администрации (Жилищного комитета), куда нужно подойти гражданину и членам его семьи для подписания договора о приватизации.
Далее заключенное соглашение необходимо передать в Росреестр для государственной регистрации права собственности на жилое помещение. Провести процедуру госрегистрации права на объект недвижимости можно также МФЦ.