Кто дает справку о составе семьи

Кто дает справку о составе семьи

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с АО »СБЕР А». Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Новости и аналитика Правовые консультации Гражданское право Может ли администрация сельского поселения выдавать справки гражданам о составе семьи и т.п.? Могут ли такие справки выдаваться третьим лицам, если сам заявитель не может ее получить?

Может ли администрация сельского поселения выдавать справки гражданам о составе семьи и т.п.? Могут ли такие справки выдаваться третьим лицам, если сам заявитель не может ее получить?

1. В соответствии с Административным регламентом МВД РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России от 31 декабря 2017 г. N 984, с 17 апреля 2018 г. отменены домовые (поквартирные) книги (форма 11), поквартирные карточки (форма 10), а также карточка регистрации (форма 9). Вместо форм 9, 10, 11 должны выдаваться свидетельства о регистрации по месту жительства или пребывания (формы 8 и 3).
При этом, как следует из ст. 3 Закона РФ от 25 июня 1993 г. N 5242-I «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации», п. 12, 18, 44 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации (далее — Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (далее — Постановление N 713), сведения о регистрации граждан по месту пребывания и по месту жительства находятся в распоряжении органов регистрационного учета и предоставляются заинтересованным лицам именно этими органами.
Органы местного самоуправления поименованы в Постановлении N 713 в качестве лиц, ответственных за прием и передачу в органы регистрационного учета документов для регистрации и снятия с регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, а не в качестве органов регистрационного учета. В их компетенцию входит предоставление органу регистрационного учета (многофункциональному центру) сведений о договоре социального найма жилого помещения, на основании которого заявитель становится на регистрационный учет (п. 9 Правил). Действующее законодательство не возлагает на органы местного самоуправления обязанность хранить сведения о регистрации и, соответственно, предоставлять их по запросам заинтересованных лиц.
Учитывая, что выдача справок о составе семьи, равно как и выписок из домовых (поквартирных) книг, в настоящее время действующим законодательством не регламентирована, органы местного самоуправления не обязаны выдавать данные справки. Аналогичного мнения придерживаются специалисты Комитета Государственной Думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления (смотрите ответ на Вопрос: Уполномочены ли органы местного самоуправления выдавать гражданам справку о составе семьи? Вопрос: Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 31 декабря 2017 года N 984 отменены выписки из домовых книг. Какой орган уполномочен выдавать их в настоящее время?).
Вместе с тем в ряде подзаконных актов до настоящего времени сохраняются упоминания о том, что для получения отдельных государственных услуг либо социального обеспечения или мер социальной поддержки заявитель должен представить справку о составе семьи, выданную жилищно-эксплуатационными органами или органами местного самоуправления: п. 2.5 Инструкции об организации работы по социальному обеспечению сотрудников и их семей в уголовно-исполнительной системе, утвержденной приказом Минюста РФ от 30 декабря 2005 г. N 258; п. 36 Административного регламента по предоставлению государственной услуги по проведению медико-социальной экспертизы, утвержденного приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 января 2014 г. N 59н; п. 91 Инструкции об организации работы в органах федеральной службы безопасности по пенсионному обеспечению лиц, уволенных с военной службы, и их семей, утвержденной приказом ФСБ России от 14 февраля 2017 г. N 87; п. 1.2.5 Перечня документов, утвержденного письмом Рострудинспекции и Фонда социального страхования РФ от 30 июня 1998 г. NN 25/01-12-1716, 02-08/09-1279 «О проверке хранения личных дел потерпевших у работодателей». Как разъяснено в письме Минтруда РФ от 26 февраля 2002 г. N 1076-ЮЛ, справки жилищных органов или органов местного самоуправления о составе семьи, как правило, заполняются на основании данных паспортно-визовой службы органов внутренних дел.
На наш взгляд, данные упоминания нельзя толковать как нормы, возлагающие на органы местного самоуправления обязанности по выдаче справок о составе семьи, поскольку нормы о компетенции предполагают прямое наделение органа соответствующей компетенцией в определенной сфере, а вышеприведенные нормы таким требованиям не отвечают.
В то же время отметим, что перечень полномочий органов местного самоуправления, содержащийся в ст. 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон N 131-ФЗ), не является исчерпывающим. Согласно п. 9 ч. 1 ст. 17 Закона N 131-ФЗ органы местного самоуправления могут наделяться иными полномочиями в соответствии с данным Законом, уставом муниципального образования. Поскольку выдача гражданам справок о составе семьи прямо не исключена из компетенции органов местного самоуправления, то они вправе самостоятельно решить вопрос об отнесении выдачи таких справок к собственным полномочиям; в случае положительного решения этого вопроса — самостоятельно регламентировать данную деятельность (смотрите, например, постановление администрации МО «Андегский сельсовет» от 7 марта 2018 г. N 16 «Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги «Выдача справок о составе семьи гражданам, проживающим в домах жилищного фонда муниципального образования «Андегский сельсовет» Ненецкого автономного округа»; постановление Администрации городского округа Первоуральск Свердловской области от 13 июня 2019 г. N 927 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению муниципальной услуги «Выдача документов (единого жилищного документа, копии финансово-лицевого счета, выписки из домовой книги, карточки учета собственников жилого помещения, справок и иных документов)»). Обратите внимание также на Разъяснения МВД РФ по вопросам, касающимся особенностей регистрационного учета граждан и порядка выдачи им соответствующих документов (справок о составе семьи, выписок из домовых книг и т.п.), с которыми можно ознакомиться, перейдя по ссылке: http://komitet4.km.duma.gov.ru/Voprosy-i-otvety/Razyasneniya-po-otdeln.
2. В соответствии со ст. 33 Конституции РФ граждане РФ имеют право обращаться лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения в государственные органы и органы местного самоуправления. Реализация гражданином данного права регламентирована Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (далее — Закон N 59-ФЗ).
Как следует из ч. 4 ст. 1, ч. 1 ст. 2 Закона N 59-ФЗ, установленный порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами распространяется на правоотношения, связанные с рассмотрением обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, осуществляющими публично значимые функции государственными и муниципальными учреждениями, иными организациями и их должностными лицами. При этом под обращением гражданина понимается направленные в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в письменной форме или в форме электронного документа предложение, заявление или жалоба, а также устное обращение гражданина в государственный орган, орган местного самоуправления (п. 1 ст. 4 Закона N 59-ФЗ).
Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает в числе прочего свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации обращения, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату (ч. 1 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
В обращении, поступившем в электронной форме, гражданин обязан указать свои фамилию, имя, отчество (последнее — при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме (ч. 3 ст. 7 Закона N 59-ФЗ).
По смыслу приведенных норм, обращение должно исходить от гражданина-заявителя, который от своего имени подает его в соответствующую инстанцию для решения вопросов, затрагивающих его личные права и интересы. Действующее законодательство допускает возможность реализации права гражданина на обращение через своего представителя. Однако для этого необходимо волеизъявление доверителя, выраженное, например, в доверенности (п. 1 ст. 185 ГК РФ).
В случае, если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений (ч. 6 ст. 11 Закона N 59-ФЗ).
В частности, персональная информация, идентифицирующая заявителя, в контексте Федерального закона от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (далее — Закон N 152-ФЗ) является персональными данными*(1), то есть информацией ограниченного доступа, обработка*(2) которой должна осуществляться в соответствии с требованиями Закона N 152-ФЗ. Так, лица, получившие доступ к персональным данным, обязаны не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных, если иное не предусмотрено федеральным законом (ст. 7 Закона N 152-ФЗ). Персональные данные могут быть получены оператором от лица, не являющегося субъектом персональных данных, при условии предоставления оператору подтверждения наличия оснований, в том числе указанных в п.п. 2-11 ч. 1 ст. 6 Закона N 152-ФЗ (ч. 8 ст. 9 Закона N 152-ФЗ). В отсутствие таковых к обращению должно быть приложено письменное согласие лица, от имени которого составляется обращение, на обработку его персональных данных в соответствии с требованиями ч. 4 ст. 9 Закона N 152-ФЗ.
Если выдаваемый документ содержит сведения, касающиеся не только самого заявителя, но и других лиц, то для выдачи такой справки заявитель также должен представить письменное согласие лица, персональные данные которого содержатся в испрашиваемом документе. Исключение составляют сведения о несовершеннолетних детях.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Амирова Лариса

Ответ прошел контроль качества

27 октября 2020 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————
*(1) Персональные данные — любая информация, относящаяся к прямо или косвенно определенному или определяемому физическому лицу (субъекту персональных данных) (п. 1 ст. 3 Закона N 152-ФЗ). Смотрите также Энциклопедию решений. Понятие и виды персональных данных.
*(2) Под обработкой персональных данных понимается любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных (п. 3 ст. 3 Закона N 152-ФЗ).

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2022. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС» (ИНН 7718013048, ОГРН 1027700495745). Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

Главный редактор: Игнаткина В.В.

ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

Разработчик ЭПС Система ГАРАНТ – ООО «Гарант-Сервис-Университет»

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Разъяснения по вопросу о выдаче справок «о составе семьи», «выписок из домовых книг» и иных подобных документов

Предоставление информации о лицах, зарегистрированных совместно (по одному адресу) с заявителем, об отсутствии зарегистрированных по адресу, не входит в перечень государственных услуг, оказываемых МВД России.

В соответствии с частью 8 статьи 3 Закона Российской Федерации от 25 июня 1993 г. № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» МВД России ведет базовый государственный информационный ресурс регистрационного учета граждан Российской Федерации по месту пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, содержащий в себе информацию о гражданах, состоящих на регистрационном учете по месту жительства (пребывания).

Кроме того, согласно статьям 7 и 9 Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 152-ФЗ «О персональных данных» персональные данные гражданина, в том числе сведения о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, подлежат распространению с согласия их владельца.

МВД России, осуществляя регистрационный учет граждан Российской Федерации, не собирает данные о всех лицах, зарегистрированных (снятых с регистрационного учета) в конкретном жилом помещении по определенному адресу, то есть МВД России ведет личностный , а не адресный учет граждан Российской Федерации, зарегистрированных по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации.

Подтверждением результата предоставления государственной услуги по регистрационному учету граждан Российской Федерации является проставление отметки о регистрации по месту жительства в паспорте гражданина, выдача свидетельства о регистрации по месту жительства для лиц, не достигших 14-летнего возраста, свидетельств о регистрации по месту пребывания.

В связи с вышеизложенным предоставлять информацию о лицах, зарегистрированных по адресам, не представляется возможным. Справка о составе семьи — документ не существующий, она «утратила свою силу» и «получить ее невозможно».

Одна из государственных услуг, оказываемых подразделениями по вопросам миграции МВД России:

— Предоставление адресно-справочной информации в отношении физического лица.

Приказом МВД России от 30.09.2017 № 752 утвержден Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации, в соответствии с которым граждане вправе обратиться в подразделение по вопросам миграции территориального органа МВД России на районном уровне за получением государственной услуги по предоставлению адресно-справочной информации в отношении себя или иного лица. При этом заявление заполняется на каждое лицо отдельно.

С учетом положений Регламента для получения адресно-справочной информации в отношении себя, либо другого лица гражданин представляет:

— документ, удостоверяющий личность;

— письменное заявление или заявление в форме электронного документа с использованием Единого портала государственных и муниципальных услуг.

Срок предоставления государственной услуги:

в отношении самого заявителя — 15 календарных дней;

в отношении другого лица – 30 календарных дней с даты регистрации заявления.

Что делать, если такую справку требуют?

Если справку требует муниципальный или государственный орган, ресурсоснабжающая или иная организация, то сотрудники этого органа или этой организации сами обязаны сделать запрос в подразделение по вопросам миграции или ЗАГС (смотря что им надо). Таким образом, соцзащита, нотариусы, банки должны самостоятельно запрашивать эту информацию, а не отправлять жителей в неизвестность за уже несуществующими справками.

Оцените статью:
[Всего голосов: 0 Средняя оценка: 0]
МФЦ Сосновское
Добавить комментарий