Как исправить ошибки в документах на недвижимость
Рассказываем, какие бывают ошибки в документах на недвижимость, кто и как их обязан исправлять, сколько времени это займет и сколько будет стоить.
Какие могут быть ошибки в документах на недвижимость
Ошибки в документах на недвижимость можно разделить на два типа: технические и реестровые.
Технические ошибки
К техническим относятся грамматические и арифметические ошибки, опечатки. Согласно закону , технической ошибкой будет считаться та, которую допустили непсоредственно в Росреестре. Это может быть неверно записанные фамилия собственника, адрес квартиры или дома, реквизиты ДКП и т.д.
Реестровые ошибки
Это ошибки в документах, поданных в Росреестр из других инстанций. Например, это могут быть неверные границы участков из межевого или технического плана, допущенные кадастровым инженером.
Как исправить ошибку в документах на недвижимость
Это зависит от того, где она была допущена — туда и нужно обращаться для ее исправления.
Ошибку допустили в Росреестре
Росреестр исправляет ошибку самостоятельно, если сотрудник сам нашел допущенную ошибку, и ее исправление никак не подействует на право собственности на недвижимость. Поэтому прежде всего это касается мелких опечаток. Например, в строке адреса написано не «ул. Богунская, 35», а «ул. Бгунская, 35», и подобной улицы в населенном пункте вовсе не существует.
Если ошибку в документах, допущенную Росреестром, обнаружил собственник или другое заинтересованное лицо, ему необходимо обратиться в МФЦ, подать заявление и предоставить документы, подтверждающие ошибку, например, технический паспорт с верными сведениями. Подать заявление можно и онлайн — на сайте Росреестра или через «Госуслуги» .
Если исправление ошибки может повлиять на право собственности, необходимо решение суда. Например, неправильно записали кадастровый номер и зарегистрировали право собственности совсем на другую квартиру. Также судебное постановление необходимо, если могут быть ущемлены интересы того, кто предполагал, что запись в Росреестре была верной. Например, залогодержатель узнал, что у него в залоге оказывается квартира площадью не 130 квадратных метров, а 30. Также в суд придется обращаться, если Росреестр дал отказ на внесение изменений.
Если ошибку в документах допустила другая организация
Если ошибку допустили в другой организация, то туда и надо обращаться для корректировки.
Например, менеджер оценочной компании неправильно указал сведения в отчете об оценке или нотариус допустил ошибку в свидетельстве о праве на наследство. В этом случае каждую ситуацию нужно рассматривать индивидуально — узнать в договоре с оценочной компанией, куда обратиться в случае ошибки в документах и в течение какого времени она будет исправлена; позвонить нотариусу и узнать у него, что делать в этом случае.
Затем исправленные документы необходимо передать в Росреестр и после этого обязательно убедиться, что все ошибки были исправлены.
Сколько это займет времени
Ошибку должны исправить в течение трех-пяти рабочих дней после ее обнаружения или подачи заявления. В течение трех последующих рабочих дней Росреестр сообщит об исправлении всем заинтересованным лицам и организациям. Например, если в документах на ипотечную квартиру допущена ошибка в адресе, после исправления Росреестр уведомит об этом и собственника, и банк, в залоге у которого квартира находится.
Если ошибка исправляется через суд, то с даты вступления судебного решения в силу Росреестр внесет изменения в документы в течение трех рабочих дней.
Сколько это стоит
Если ошибка допущена Росреестром, ее исправление будет бесплатным. Если ошибку совершили в другой организации, то за внесение изменений в ЕГРН необходимо будет оплатить 350 рублей госпошлины.
Как исправить ошибку в сведениях из ЕГРН
Росреестр разъяснил, как исправить ошибку, которая попала в записи ЕГРН.
Ошибки в записях ЕГРН могут быть двух типов: технические и реестровые. В зависимости от типа ошибки способы их исправления будут кардинально отличаться.
Что такое технические ошибки и как их исправить?
Технические ошибки — это арифметические или грамматические ошибки, опечатки, неправильное указание наименований, имен, адресов и других сведений.
Как исправить? Очень просто. Подать заявление об исправлении ошибки в Росреестр любым доступным способом, например, по телефону или через социальные сети.
Что такое реестровые ошибки и как их исправить?
Реестровые ошибки — это ошибки, которые содержались в документах, представленных в орган регистрации, а затем перенесенные в ЕГРН. Реестровая ошибка означает недостоверные сведения в ЕГРН, а это может негативно отразиться на правах законного владельца недвижимости.
Реестровые ошибки могут возникать в результате:
- некорректных измерений;
- некорректных действий органов государственной власти или местного самоуправления (например, наличие ошибки в схеме расположения земельного участка, на основании которой были осуществлены кадастровые работы);
- предоставления заведомо ложной информации.
- связанные с наложением границ земельных участков;
- связанные с пересечением границ земельных участков;
- связанные с разрывом границ земельных участков;
- связанные с изменением местонахождения одного земельного участка относительно другого;
- связанные с разворотом земельного участка относительно другого;
- связанные с возникновением неправильной формы (конфигурации) земельного участка.
Для исправления реестровой ошибки необходимо:
- Подать заявление;
- Приложить все подтверждающие документы.
Кадастровый инженер должен:
- обосновать наличие реестровой ошибки;
- указать, в чем она заключается со ссылкой на документы, подтверждающие его доводы;
- отразить верные сведения об объекте недвижимости для внесения их в ЕГРН.
Важно! Исправление реестровой ошибки не может подменять собой приобретение или прекращение прав на земельный участок или другой объект недвижимости в обход действующего законодательства.
Если реестровая ошибка обнаружилась при проведении комплексных кадастровых работ или при выявлении ее Росреестром самостоятельно, то Росреестр исправит ее без вашего участия.